Skip to content
Среда, Май 23, 2018

Очерки истории русской культуры xviii века б. краснобаев

С одной стороны, не вызывает никаких сомнений многовековое существование феодального строя в России, а следовательно, и феодальный характер культуры до середины XIX в.

Но, с другой стороны, во второй половине XVII в. Даже при несогласии с такой крайней точкой зрения естественно может возникнуть сомнение в правомерности отнесения культуры XVIII в. По этому поводу существует большая литература. Известно, что среди советских историков были и отчасти сохраняются разногласия по вопросам генезиса капитализма, складывания всероссийского рынка, характера абсолютизма и т.

Мы будем исходить из положения, что в России до х—х гг. С этого времени начинается медленное, мало заметное даже для самых наблюдательных современников, выявляемое лишь исследовательским анализом разложение феодализма и развитие в его недрах капиталистического уклада. Дальнейший процесс, приведший феодальную формацию к кризису, к буржуазным реформам х — х гг. Говоря иначе, этот период — последний этап в. Таким образом, это переходный период, в котором е — е гг.

Переходность обусловила многие особенности периода, коллизии в его развитии, противоречия, выявляющиеся, в частности, и в характере культуры. Это же обусловливает его особый интерес для историка, что отметил И.

Ковальченко на основе изучения социально-экономических процессов этого времени. С точки зрения общеисторических типов, выражающих внутреннее содержание исторического развития культуры и строящихся по признаку социально-экономических формаций, следует отнести русскую культуру XVIII в.

Действительно, до х гг. Феодальными оставались господствующая идеология, право, мораль, взаимоотношения сословий, система общественных ценностей и др. В соответствии с переходностью всего периода культуру этого времени следует также рассматривать как куль-туру переходного характера или переходного типа.

Борьба старого и нового в ней выявляется необычайно ярко. Следовательно, встает задача объяснить и оценить тот эмпирически наблюдаемый, явственный уже для современников факт возникновения и довольно интенсивного развития в русской культуре таких новых явлений, которые делали ее решительно непохожей на традиционную русскую культуру предыдущих столетий и сближающейся многими чертами с современными ей культурами передовых европейских стран.

Для дальнейших рассуждений необходимо ввести понятие, которое помогло бы мысленно вычленить из общего массива русской культуры возникшие новые явления в различных ее отраслях и свести их к определенному единству. Вместе с тем, позволяя вычленить для анализа эти явления, оно. В ней существовали противоречия различного характера и остроты, в частности между народной культурой и официальной Как ни странно, на первый взгляд у них в основании было немало существенно общего, а их взаимоотношения менялись в ходе истории — от полного взаимного неприятия и борьбы до взаимовлияния и взаимопроникновения в процессе становления национальной культуры.

Таким образом, дело не только и даже не столько в истоках, сколько в реальной жизни культуры XVIII в. Некоторые характерные черты новой культуры выясняются непосредственно при первом же с ней знакомстве.

Это в первую очередь ее светскость — черта, отмеченная при самом возникновении новой культуры, в XVII в. Распространение светских элементов будет происходить на протяжении всего периода, хотя и не без коллизий. Светскость — результат нарастания противоречий в системе старой культуры. Для этого ко второй половине XVII в. Началось постепенное, медленное, но неуклонное складывание всероссийского рынка, углубление разделения труда в масштабах страны, консолидация тех слоев общества, которые были заинтересованы в государственной стабильности, обеспечении свободного, безопасного и удобного передвижения обозов и судов с товарами, упорядочения торгового законодательства, денежной системы и т.

Большое значение имело заметное оживление городской жизни — в хозяйственной, социальной обострение классовой борьбы, выразившееся в городских восстаниях и идеологической областях. При безраздельном господстве феодализма реализовать сложившиеся, но все еще слабые предпосылки экономического подъема в условиях, как уже сказано, неблагоприятной для России политической, экономической, военной конъюнктуры в масштабах Европы и, в частности, на юго-западных и северо-западных границах и т.

Эффективной политической формой дворянского господства мог быть абсолютизм. Символично и неслучайно, что в борьбе за политическое господство столкнулись силы светской и церковной власти. Обе отражали потребности времени. Но силы, стоявшие за светской властью, уже тронулись в сторону возникавшей светской культуры.

Церковь представляла в этом столкновении религиозную культуру, ориентирующуюся на вековые традиции, на обособление от неправославного мира.

Но те социально-экономические и политические тенденции, о которых мы только что говорили, могли быть приведены в действие силой, опирающейся на более гибкие, совершенные институты, чем те, что существовали во второй половине XVII в. Шел процесс выработки более соответствующих изменяющимся: Параллельно, а во многом и взаимосвязанно с этим происходило падение церковного авторитета, усиленное к тому же церковным расколом.

Государственная власть, освободившись от церковной опеки, постаралась поставить новую культуру себе на службу. Петр I и его окружение сознательно приняли новую культурную ориентацию и решительными, порой насильственными, мерами - поддержали и ускорили становление новой культуры.

Если начиная примерно со второй трети XVII в. Однако следует иметь в виду, что все, о чем сейчас шла речь, происходило в условиях господства феодально-крепостнической системы. Феодальное государство в принципе не могло отказаться от союза с церковью как институтом, от религии как идеологии. Подчинив себе церковь, абсолютизм сделал все для использования ее в своих интересах.

Само понятие светскости должно быть ограничено и в качественном и в количественном смыслах. Светскость новой культуры не означала отрицания ни религии, ни церкви. Во всех областях жизни, в воспитании: Указанный характер светскости объясняет, почему абсолютизм без колебаний пошел на поддержку, казалось бы, чуждой всему феодальному духу новой культуры, почему она сравнительно быстро распространилась в дворянских кругах.

Новая культура вошла в систему феодальной культуры как ее подсистема, она подчинялась задачам феодального общества и государства, обслуживала их потребности.

Она помогала укреплению абсолютизма, поставляя государству светски образованных людей, способных обеспечивать своей службой бюрократическую систему, проводить реформы; строить и водить морские корабли, разыскивать и пускать в хозяйственный оборот естественные богатства страны, поднимать престиж государственной власти, строя дворцы и парки, развивая светское искусство.

И все же в новой культуре было заложено нечто, не совместимое с феодально-крепостническими отношениями, с феодальной культурой.

Выявиться это могло только по мере ее собственного развития вглубь познание реального мира, стремление овладеть им, что все дальше уводило от системы феодально-религиозного мировоззрения и вширь распространение, хотя и медленное, среди все более широких слоев общества. Эти противоречия в полную меру проявились и приобрели опасный для феодальноабсолютистского строя характер, только когда созрели силы, начавшие подтачивать его основы.

Какие еще черты новой культуры определили ее особенности? Самая направленность новой культуры на реальную деятельность, на познание мира обусловливали необходимость и желательность культурного взаимообмена с другими народами.

Ксенофоб-ная замкнутость, грозившая усугубить отставание России от передовых европейских стран, сменилась жадным стремлением познакомиться с жизнью других народов, расширить свой кругозор. Куракин, сподвижник Петра I Главное здесь состояло в том, что развитие новой культуры, использование ее абсолютизмом содействовало закономерному включению России в экономическую, политическую, культурную системы европейских народов, вступивших в новую всемирно-историческую эпоху капиталистического развития.

Прогрессивность этого явления можно оценить в полной мере лишь в широкой временной перспективе, так как речь идет не о временных успехах или поражениях в торговых, военных, научных или иных делах, а о развитии народной жизни и национальной культуры как самобытно-оригинальном выражении общеисторического движения ко все более высокой социально-культурной организации человечества.

Для новой культуры было характерным значительное по сравнению со средневековой ускорение темпов развития, смены стилей, вкусов. Именно в системе новой культуры возникло такое явление, как мода, с ее быстрой и прихотливой изменчивостью. Антиох Кантемир в примечании к одной из своих сатир первым дал определение моды: На зависть и гордость дворян злонравных.

Примечание к стиху Но мода —это только внешнее выражение существенных процессов. Ускорение темпов развития истории — одно из важнейших и характерных признаков новейшего времени.

Реформы начала века, строительство новых городов, в том числе новой столицы— Петербурга, освоение пространств Сибири, Дальнего Востока, Причерноморья, Крестьянская война — гг. Передвижение масс людей по просторам страны способствовало ломке местных традиций и образованию общенациональных, вырабатывало общий язык, сближало и взаимно обогащало культуры разных народов, помогало преодолевать узость кругозора, ограниченность.

Конечно, это ускоряло процесс развития культуры. В свою очередь, это рождало новые культурные потребности, искавшие себе удовлетворения. Рассмотренные процессы определяли и структурные изменения культуры: Все большее значение стали приобретать такие отрасли культуры, которые или не существовали в системе средневековой культуры, или занимали низшие ступени в ее иерархии. Естественно, что значительно потеснились все виды культурной деятельности, связанные с религией и церковью хотя следует помнить об относительности этих изменений.

Характер чтения изменился количественно и качественно. Овладение дворянством новой культурой способствовало дальнейшей поляризации классов и сословий.

Но одновременно шел и противоположный процесс— консолидации великороссов благодаря разнообразному освоению страны, территории их расселения, распространению школьного образования — от начального до университетского создание Московского университета в г. Завершающие этапы формирования русской национально-буржуазной культуры выходят далеко за пределы нашего периода Культурная ориентация совпадала обычно с политической.

В последующее время дворянский класс-сословие, овладев новой культурой, поставив при помощи абсолютизма ее себе на службу, использовал ее для своей консолидации как правящего класса-сословия, повышения уровня своего господства. В данном издании будет сделана одна из первых попыток дать обобщенное представление не только о материальной, но и о духовной культуре крестьянства: Это даст возможность поставить вопросы о традиционном и новом в русской крестьянской культуре XVIII в.

Сейчас мы только кратко обозначим проблему отношения крестьянства к новой культуре. Пока что в литературе имеются лишь отдельные высказывания и наблюдения.

Еще в г. Пушкин обдумывает явление с двух разных точек зрения: В культуре находили отражение — иногда прямое, чаще косвенное — сопротивление крестьянства и вообще эксплуатируемых слоев народа усилению крепостничества, борьба дворянства за укрепление своего политического господства: Та часть феодального класса, которая не хотела принять новой политической и культурной ориентации, масса духовенства, сопротивляясь новому, тянули страну назад, наносили ущерб национальным интересам.

Характерно, что впоследствии, когда, в значительной степени благодаря проведенным Петром I реформам, феодальный класс консолидировался в дворянский класс-сословие, успешно овладел тем в новой культуре, что соответствовало его интересам, сопротивление ей со стороны дворянства или прекратилось, или приобрело принципиально новые черты.

Крестьянство нередко выступало противником новой культуры, упорно держалось за свои культурные традиции. Поэтому, естественно, новая культура не вызывалась потребностями крестьянского производства. Последнее вместе с другими факторами обусловливало воспроизводство сложившейся в течение веков традиционной крестьянской материальной и духовной культуры.

Она была по-своему развитой и обеспечивала жизнедеятельность всего крестьянского мира, его общинных, семейных ячеек и индивидуумов, удовлетворяла духовные их потребности. Такой вопрос встает в связи с отмеченным выше сохранением и постоянным воспроизводством на протяжении интересующего нас периода явлений, традиций, уходящих корнями в средневековье. На этот вопрос мы отвечаем вполне отрицательно, хотя и видим-некоторые сложности его решения.

Идеологам феодального общества удалось не только оттеснить народ от средств фиксации его мыслей и настроений, но и лишить исследователей последующих времен возможности восстановить черты его духовной жизни Она ассоциировалась в их глазах с усилением крепостничества. Крепостничество во много раз утяжеляло крестьянскую жизнь, всегда связанную с не очень благоприятными природными условиями для земледелия, зависимостью от качества земли, погодных условий.

Систематическое недоедание, особенно в неурожайные годы, плохие гигиенические условия, большая смертность, особенно детская 36 , — все это, усугубленное бесправным, приниженным положением, конечно, способствовало консервации традиционных форм жизни и культуры, которые помогали крестьянству приспосабливаться к нелегким природным и социальным условиям.

Однако для уточнения картины необходимо сказать о неоднородности русского крестьянства в изучаемое время и о различном его отношении к новой культуре и участии в ее развитии. Повторим, что неизученность вопроса вынуждает ограничиваться лишь самыми общими положениями некоторый конкретный материал читатель найдет в ряде очерков. Хотя эти примеры можно умножить, все же это исключения, а не правило.

Кроме того, следует иметь в виду, что Ломоносов был сыном зажиточного помора и происходил из той части страны, которая не знала крепостного права. Не только в северо-западных, но и в других районах страны складывались, хотя и очень медленно, условия для более разнообразной деятельности крестьян. Посещение рынков и ближайших торгов, ярмарок, посещение городов, в том числе и столичных, для доставки оброка помещику — все это несколько расширяло горизонты жизни крестьянства, давало пищу для наблюдений и размышлений.

Конечно,, многое в городской культуре отталкивало крестьянина, вызывало ощущение совершенно чужой, не русской жизни. Все же можно уверенно-предположить, что знакомство с новой культурой проходило не бесследно, хотя выявлять эти следы чрезвычайно трудно из-за скудости. То, что известно из истории последующего времени — не только до реформы г.

В рассматриваемом вопросе есть еще один — громадной важности— аспект: К сожалению, и здесь мы вынуждены констатировать неизу-ченность механизмов впитывания, усвоения, переработки национальной культурой того, что было создано многовековой деятельностью народа — всех его слоев, но в первую очередь крестьянства, новой культуры, творившейся главным образом образованными слоями общества,.

Под национальной мы понимаем культуру, достигшую определенной степени общности внутреннего единства , необходимой и достаточной, чтобы стать одним из ведущих факторов в процессе формирования нации.

Ключевое понятие в этом определении — общность. И до складывания нации русские великороссы представляли собой известную общность — русскую народность сложившуюся в XIV—XV вв. В нации эта общность поднималась на более высокий уровень и приобретала новое качество.

Нация я национальная культура могут быть поняты только в движении, в их противоречивом развитии. Трудно назвать точные даты начала процесса, невозможно говорить о его завершенности, ибо нация — живое, развивающееся, противоречивое единство Национальным в культуре может быть названо, по нашему мнению, только то, что выражает процесс сплочения нации, способствует ему, отвечает общенациональным интересам.

И наоборот, все, что разъединяет, что препятствует складыванию национального единства, не может быть включено в понятие национальной культуры.

Исходя из этого нельзя представлять себе складывание национальной культуры как механическое включение в нее культурных явлений, особенностей различных народных слоев и групп. Тогда же начался пересмотр отношения к средневековой русской истории и культуре, усилился интерес к проблемам национального характера, национальных традиций. В соответствующих очерках будут приведены и проанализированы факты отражения указанных явлений в исторической мысли, издательской деятельности издания народных.

Несомненно влияние на общественное сознание таких крупнейших событий отечественной истории, как Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева и Отечественная война г. Как ни различны были эти события по своему характеру, в них заключалось нечто существенно общее с точки зрения проблем, о которых мы сейчас говорим. Крестьянин выступал в них не как индивидуум, крепостной помещика или государства, но как соучастник общего дела, имеющего значение для судеб всей нации, всей страны.

Отечественная война г. Но одновременно война высветила невыносимость дальнейшего раскола русского народа на рабов-крестьян и господ-по-мещиков, что становилось одним из главных препятствий в формировании нации и национальной культуры. Здесь — корни патриотической революционности декабристов. Развитие национального самосознания нашло одно из выражений в усилении интереса к отечественной истории, к культурному наследству предыдущих веков. Проблема культурного наследства хотя и не была четко сформулирована, но возникла именно в последней трети.

Вопрос об отношении образованного общества того времени к культуре прошлого начал изучаться лишь недавно.

Однако уже есть интересные факты и выводы. Все большее внимание исследователей привлекают факты, которые свидетельствуют в пользу идеи о единстве русского историко-культурного процесса, единства, понимаемого, разумеется, как изменчивое и противоречивое. При этом совершенно справедливо, на наш взгляд, в наследство, воспринимавшееся XVIII веком, включаются не только традиции древнерусской культуры, но и культуры второй половины XVII в.

Обращает на себя внимание в этом смысле археографическая деятельность Н. Она является одновременно и выражением тенденции к усвоению и осознанию важности для складывающейся национальной культуры традиций истории и культуры прошлого, и одним из проявлений национального самосознания и культуры в изучаемое время.

Со свойственным ему размахом и организаторским талантом Новиков объединил вокруг дела публикации памятников отечественной старины множество различных людей, увлеченных русской историей М. Это делает их представления о своем времени и о ходе русской и мировой истории более объемными, сообщает им историческую глубину, помогает более верно оценить прошлое и осознать настоящее.

Ускорившийся процесс формирования национального самосознания вызвал обострение идейной борьбы в русском обществе, что отразилось в самых разных областях культуры.

Интенсификация процесса складывания национальной культуры была вызвана, несомненно, глубинными изменениями социально-экономического характера. Большое значение имели крестьянский протест против феодально-крепостнической экспансии и его восприятие в дворянском и вообще образованном обществе.

И в бытовой жизни, и в общественной мысли, и в литературе, искусстве нарастает внимание к положению крестьянина, к его личности. Начинает вырабатываться сознание, что существует национальное единство, включающее в себя не только привилегированные слои, а и крестьян, купцов, разночинцев. Точнее, вопросов возникало множество, среди них такие, например: Что следует сделать раньше — дать свободу крестьянам или сначала просветить их?

Может ли крестьянин обладать собственностью — движимой или недвижимой? Помещики стали больше вникать в сельское хозяйство, ближе столкнулись с проблемами крестьянского труда, острее почувствовали связь своего благоденствия с трудом крестьян, необходимость как-то рационально регулировать свои взаимоотношения с крестьянами. Сочиняются и издаются различные советы и наставления помещикам о том, как целесообразнее организовать сельское хозяйство, руководить крестьянскими работами, поведенйем крепостных, их бытом Пол лером авторов этих, вполне крепостнических, сочинений крестьянин представал существом ленивым, нерадивым не только в помещичьем, но и в своем домашнем хозяйстве, требующим неусыпного наблюдения и руководства.

В передовой публицистике крестьянин рисуется совсем иным, а причины его бедности объясняются не его леностью, но жестокосердием владельцев. Вы дожили до того иесчастия, что подобные вам человеки боятся пас, как диких зверей Впрочем, идеал большинства гуманных дворян-— патерналистские взаимоотношения с крестьянами. Желаю вам сил, здравия и трудолюбия.

Имея сие, вы будете счастливы. Такой подход, типичный для большинства даже передового дворянства додекабристского периода, оставался в пределах феодального мышления. Это являлось одним из серьезных препятствий для складывания национальной культуры: Однако нельзя, по-видимому, недооценивать складывавшейся системы отношений и взглядов передового общества к крестьянству и вообще народным массам.

Обычно в литературе сосредоточивают внимание на том или ином мыслителе или деятеле своего времени, анализируются его высказывания, сопоставляются с другими. Но уже накоплен впечатляющий материал, позволяющий говорить именно об устойчивом общественном интересе к крестьянству. Он выражался и в постановке и общественном обсуждении крестьянского вопроса, в интересе к крестьянской жизни и культуре, в появлении произведений. Но складывалось новое системное качество, закладывалась глубокая традиция национальной культуры, которая с особой силой проявится в XIX в.

Это был уже прорыв за рамки феодальной идеологии и культуры. И совершенно закономерно связать с этой системой отношений, взглядов, чувств, нравственных норм и возникновение русского просветительства, и революционной мысли А. Радищева, и, наконец, вообще складывание русской национальной культуры. В полной мере, разумеется, нет, тем более в привычных нам сейчас понятиях и терминологии.

Однако уже отмеченные явления внимания к народной жизни, взаимоотношениям различных народных слоев, интереса к родной истории позволяют говорить об активной работе общественной мысли в этом направлении. Можно указать и на другие факты, еще более приближающие нас к ответу на поставленный вопрос. Судя по периодике, поэзии особенно Г. Державина , отчасти драматургии и другим источникам, животрепещущей становится проблема патриотизма в разных ее аспектах: Новикова и многое другое , отношение к культурам других стран и народов П.

Но мы придаем особенное значение возникшему тогда же вопросу о различии между патриотизмом истинным и ложным. Перед Ломоносовым он еще не вставал. Радищев поставил его со всей определенностью. Такая постановка вопроса была чрезвычайно актуальной для своего времени. Формирующаяся нация на новом уровне начинала все более осознавать самое себя, говоря иначе, формировалось национальное самосознание.

Задумывались они над вопросом, который вскоре, уже в. Попытки решения или даже только постановки этих вопросов в изучаемое время делались в обстановке напряженных идейно-нравственных исканий, идеологической борьбы. Щербатова , и из реакционеров. В целом в обществе антагонизмы не поднялись на такой уровень определенности и осознанности.

Это, в частности, предостерегает от излишне жестких формулировок, требует осторожности в выводах. Но высокий уровень культуры образованной части общества сомнений не вызывает: Вернемся к статье Радищева.

Отвечая на вопрос, что есть сын отечества, Радищев начал с утверждения: Этот наименования не достойны крепостные крестьяне — рабы. Такая точка зрения не противоречила как будто общепринятому в дворянских и. Хотя здесь речь шла не о крестьянах, мысль эта заслуживает внимания и сопоставления с радищевским утверждением. Радищев исключает из круга патриотов не только крепостных.

Мы обратились к статье Радищева в связи с вопросом о формировании национального самосознания и о направлении, в котором оно развивалось. Констатировав наличие в общественной мысли представления о том, что не все живущие в отечестве могут считаться патриотами, что, следовательно, патриотизм определенного слоя людей — не истинный, попробуем выяснить, чем было вызвано такое представление и откуда такая полемическая страстность в статье Радищева, да и в приведенных словах княжнинского Вадима.

Ответ следует, видимо, искать в особенностях формирования русской национальной культуры в условиях крепкого еще феодального строя и отсутствия сформировавшейся, осознавшей себя как класс буржуазии. Феодальная социально-экономическая и политическая система оказалась на протяжении всего изучаемого периода достаточно жизнеспособной и гибкой, чтобы применить в своих интересах, использовать для своего укрепления и развития новую светскую культуру, казалось бы, не совместимую с феодальным строем, его идеологией и культурой.

В этом было заложено несомненное противоречие. Оно выявлялось в самых различных сферах культуры: Обращение к иностранным ученым, специалистам, художникам было полезной мерой, оно давало более быстрый результат, но этот результат был весьма ограниченным, неполноценным, и он мог быть лишь временным решением проблем, стоявших перед страной.

К тому же он нес в себе и издержки — не только материальные, но главным образом морального характера, тормозя, чем далее, тем сильнее, развитие национальных черт духовной культуры, развивая преклонение перед всем иностранным без разбора у одних, неверие в свои силы и возможности у других. Новая культура имела слишком узкую базу, она охватывала слишком небольшой круг людей, почти не затрагивая крестьянство и другие низшие слои населения, мало проникая в области производства, политической культуры и т.

Церковь и религия, хотя и были потеснены новой культурой, сохраняли огромное значение в духовном мире людей всех сословий, в быту, в строе человеческих отношений и т. Но это и было одной из важнейших причин, почему абсолютизм и дворянство охотно усваивали многое в новой культуре. Ее светский характер при ограниченности распространения не представлялся опасным для идеологических основ строя. Несмотря на все эти ограничения существование и развитие новой культуры, постепенно складывавшейся в систему, таило в себе угрозу феодальному строю, находясь в противоречии с основами его идеологии и культуры.

Посредством новой культуры шли в значительной степени усвоение и переплавка в национальное достижений культур других народов и стран, в первую очередь европейских.

Но процесс формирования национальной культуры не мог по самой своей сущности ограничиваться какой-то одной общественной прослойкой. Он вел к сближению народа на новой социально-экономической основе и был несовместим с феодально-сословным строем, с крепостническими порядками, мировоззрением, моралью, культурой.

Формирование нации и национальной культуры могло идти успешно только вопреки феодализму, только преодолевая его сопротивление. Складывающаяся буржуазная национальная культура была направлена против феодализма, и эта антифеодальная направленность сплачивала различные элементы формирующегося буржуазного общества, которые впоследствии вступят в борьбу друг с другом Читателю уже несомненно ясно, что мы с этим согласиться не можем.

Эти явления могут быть выделены без особых усилий: Разумеется, реальная культура дворянства не может быть полностью охвачена и охарактеризована одним понятием. Дворянство было сложно по своему составу, тенденция к сплочению его как сословия, к обособлению от других сословий хотя и была сильна и проявлялась в жизни, но она не могла осуществиться полностью, она вступала в противоречие с другими тенденциями в русском обществе и культуре — с тенденциями к формированию общенациональных связей, национальной культуры.

Более того, внутри самой дворянской культуры противоречия были сильны и все более обострялись по мере того, как процесс разложения феодально-крепостнического строя углублялся и начинал осознаваться в обществе.

Но уже в изучаемое время становятся ясными и расслоение в дворянстве, и расхождения в дворянской культуре. Она как бы размывается, утрачивает энергию, лучшее, жизнеспособное в ней захватывается в орбиту общенациональной культуры, а ее ограниченность, поверхностность подвергаются острой критике изнутри достаточно назвать сатиры А.

Передовая часть общества особенно резкими чертами изображала отрыв дворянской культуры от национальной почвы, т. Традиция сатирического изображения придворных была заложена еще Антиохом. Державин программное заявление в уста своего друга.

Особенно ярко и талантливо эти черты проявляются в творчестве дворянской интеллигенции, группировавшейся вокруг Н. Капниста, а также Н. Архитектурное, парковое, театральное, музыкальное, живописное творчество во многих усадьбах не только стояло на большой высоте, но и выражало передовые тенденции культуры. Однако именно здесь с особой остротой развертывается противоречие культурного исторического процесса эпохи: Если бы явилась необходимость выразить в одном слове главное в русской культуре изучаемого времени, то этим словом мы, не сомневаясь, выбрали бы— движение.

Преображались русские города, рождались новые, возникла наука, появились невиданные прежде социокультурные институты, складывался человек нового типа, выдвинулись деятели культуры европейского масштаба. Вопреки феодально-крепостническому строю, все больше тормозившему развитие, складывалась качественно более высокая культурная общность — национальная культура.

Но и она была полна противоречий, в ней зрела культура Радищева и будущих декабристов, стремившаяся эти противоречия решать революционно. Культура сельского хозяйства и прежде всего земледелия совершенно особая область материальной культуры человечества.

Ее развитие обусловлено рядом закономерностей общего характера. Главной отличительной чертой прошлой деятельности человека в области земледелия является чрезвычайно слабая взаимосвязь между вложением труда и интеллекта в земледелие, с одной стороны, к результатом этой деятельности в виде урожая тех или иных культур или продуктивности земледелия в целом — с другой. Указанная взаимосвязь имеет стохастический, или вероятностный, характер и прослеживается лишь в масштабе громадных хронологических периодов, на итогах земледельческой практики многих поколений людей.

Это обстоятельство имеет решающее воздействие на облик культуры аграрного производства, на характер и механизм ее функционирования. Основа аграрной культуры — совокупный человеческий опыт, который накапливался десятками поколений непосредственных производителей в виде бесконечной череды удач и бедствий сельского хозяйства. Но перед каждым поколением крестьян-земледельцев этот опыт предстает в императивной форме традиции и обычая. Особая императивность традиции и обычая в области аграрной культуры проистекает из несоизмеримости масштабов жизненного практического опыта каждого индивида-земледельца и совокупного опыта многих: Таким образом, традиции и обычаи составляли основной фонд аграрной культуры.

Их безраздельное господство сочеталось с безжалостным отрицанием в народной земледельческой практике всех индивидуальных начинаний и новаций как не прошедших многовековой проверки практикой земледелия вообще и механизмом колебаний погодных условий в частности.

Поэтому аграрной культуре докапиталистических обществ свойственны особый консерватизм и медленные темпы развития.

Русский кретьянин эпохи позднего феодализма, как и все земледельцы средних широт, ориентировался в целом на большой и сложный комплекс традиций земледелия, завещанный ему предшествующими поколениями. Так, в топографическом описании Ярославской губ.

В условиях Европейской России стойкость и консерватизм традиционных приемов земледелия были усугублены рядом фундаментальных обстоятельств. Во-первых, здесь были наиболее неблагоприятные в Европе при-, родно-климатические условия. Наоборот, не менее обширные черноземные и степные районы были извечно под угрозой засух, с теми же скачками температур в осенне-весенние периоды.

В этом противоречивая диалектика развития русского земледелия. Вместе с тем сам путь экстенсивного развития земледелия был далеко не прост. Во все исторические эпохи в пределах Восточноевропейской равнины было мало почв, наиболее благоприятных для земледелия. Типичным примером может служить Тверская губ. Существенные различия почв и плодородия были и в ряде иных районов России север и юг Нижегородской, Тульской, Рязанской, Тамбовской, запад и восток Орловской, Саратовской губ.

Каждому определенному моменту в развитии производительных сил соответствовали свои экономические критерии плодородия.

Медленный, но тем не менее вполне ощутимый внутриформационный прогресс агротехники и агрикультуры делал возможным на том или ином этапе развития вовлечение в производство земель, совсем еще недавно полностью непригодных для этого. Таким образом, с каждым существенным сдвигом в развитии производительных сил площадь более или менее плодородных земель в делом увеличивалась.

Отсутствие должных компонентов интенсификации земледелия помимо названных обстоятельств усугублялось еще и социальным фактором — феодальной эксплуатацией. Маркса, истощает землю прежде всего угнетение земледельца В условиях русского земледелия этот фактор играл особо существенную роль, поскольку в эпоху крепостничества объем изымаемого прибавочного продукта в отдельные исторические периоды достигал критических размеров.

В прениях в Уложенной комиссии г. Так, на пространстве от Архангельска до Москвы в июне г. Депутат Маслов отмечал в Комиссии 27 мая г. Ничего, кроме лишнего и бесполезного труда, а крестьянам крайнего раззорения и самой нищеты.

Число таких свидетельств легко умножить. Русский крестьянин чаще всего не имел ни физических, ни экономических ресурсов. В итоге воздействия и взаимодействия названных как, впрочем, и ряда иных факторов на характер развития земледелия русское крестьянство постоянно сталкивалось с необходимостью более или ме-1нее регулярно забрасывать старые, выпаханные земли и осваивать новые Думается, что прежде всего эта особенность — ярко выраженная экстенсивность русского земледелия да и не только русского —лежала в основе существования общины и общинного землеустройства и землепользования крестьянства, в свою очередь усугублявших традиционализм русского земледелия.

Индивидуальное крестьянское хозяйство на протяжении многих веков не стало полностью самодовлеющей и изолированной ячейкой производства. Общинный быт, в свою очередь, особенно в период крепостничества, ставил крестьянскую инициативу в жесткие рамки традиции. В этих условиях роль индивидуального опыта еще чаще всего сводилась к минимуму. Лишь экстраординарные обстоятельства делали этот опыт явью, причем сразу же в масштабе всей общины.

Тем не менее, постепенно накапливаясь в веках, подобные новации в конечном счете составили богатство местных особенностей агрикультуры, получили статус местной традиции или обычая. Следовательно, в каждый исторический период в агрикультуре и агротехнике всегда присутствуют два компонента, два.

Второй слой, гораздо более тонкий, быстро меняющийся в своем конкретном содержании, — опыт различного рода новаций, опыт, связанный главным образом с деятельностью индивидов. В эпоху, когда характер и условия развития классического феодального общества претерпевают резкие изменения, когда мощным фактором развития экономики становится промышленность с ее потенциальными возможностями обратного воздействия па производительные силы земледелия, извечный феодальный традиционализм агрикультуры в глазах передовых современников все ближе граничит с консерватизмом и даже косностью.

Происходит постепенное возрастание роли индивидуального опыта, который становится достоянием тех или иных общностей. Таким образом, соотношение в общей системе земледельческой культуры ее общерусских элементов и местных особенностей для XVIII в. В условиях растущего общественного разделения труда происходит умножение местных особенностей, в основе которых — либо сложное переплетение старых и новых факторов, либо исключительно новые экономические импульсы.

В условиях классового общества эти средства составляли совокупный объем необходимого и прибавочного продукта. Критерий целесообразности практически и объективно формируется при максимальном учете местных природно-климатических условий. Если практически необходимый объем совокупного продукта дает даже примитивная обработка земли, то в основе такой деятельности лежит критерий целесообразности, основанный на максимальной эксплуатации плодородия земли и на натуральном характере хозяйства.

По мере накопления опыта такая практика исчезает. В целом же для эпохи феодализма критерий целесообразности интегрирует такие моменты, как: Наиболее важен этот критерий для оценки степени развития культуры земледелия в условиях прежде всего господства натурального хозяйства. Это понятие не рефлексивно, т. Но такое соотнесение характерно и оправдано лишь для эпохи товарного хозяйства, и развитого общественного разделения труда, когда на рынке на основе закона стоимости сопоставляются качество и количество того или; иного товара, независимо от места его производства и затрат труда..

Здесь есть единый критерий — общественно необходимые затраты труда, выраженные в стоимости товара. Стало быть, категория уровня! Это понятие более высокого ранга, уже включающее в себя мерило практической целесообразности. На русском Севере, в частности в пределах Вологодской губ. Казалось бы, этот интереснейший эксперимент может быть свидетельством интенсификации сельскохозяйственного производства, обусловленной ростом его товарности.

Но вот в документах XVI в. Гваньини мы наводим указания, в сущности на ту же практику смешанного посева ячменя с озимой рожью 12 , дчмень с его коротким вегетативным периодом всего от 6 до 9 недель в условиях короткого лета и длительного светового дня был единственной надежной урожайной культурой, Однако господство монокультуры могло быть экономически целесообразным лишь при развитом общественном разделении труда и товарообмене.

Сдвоенный посев ржи и ячменя, появившийся, видимо, ранее XVI в. В основе данной специфики лежит, таким образом, фактор целесообразности и учет природно-климатических условий.

Здесь уже вступает в действие критерий уровня развития агрикультуры. Можно сопоставить влияние на культуру возделывания одного и того же сельскохозяйственного продукта разных факторов — традиционных и новых. В свое время А. Болотов проделал такое сравнение на примере льна, взяв два района — Каширский уезд Московской провинции и Псковщину.

Природно-климатические условия этого района для культуры льна были не весьма благоприятны. Лен на такой почве короток стеблем 27—36 см , и былинка его довольно тонка. Часто он затягивается илом и проладает.

Да и в яровом поле специально для льна землю не выбирают. Сеется лен либо по вспаханному сохой, т. Время сева общее для всех яровых культур, очередность высева которых отчасти определяется и важностью в хозяйстве.

Чаще сев бывает рано, примерно в половине мая сам-то Болотов считает лучшее время сева льна около 20 июня. Густота сева очень большая, поэтому лен растет с тонким стеблем. Кроме того, сами крестьяне стремятся к тому, чтобы стебель был тоньше, а стало быть, и пряжа. Потом снопики льна сушат в овинах, а иногда и в избах. После этого лен молотят, собирая семя, и выстилают на лугу на 3 недели или несколько дольше.

Лежащий лен периодически переворачивают, однако иногда он на стли-ще загнивает. Далее снова следует сушка в овинах или избах. Наконец, лен мнут мялками, треплют, чистят и вяжут в вязки. На Псковщине процедура возделывания льна гораздо сложнее и требует не столько большего времени, сколько внимания и тщательности в крестьянском труде. Во-первых, для льна выбирают особую землю. Наилучшими считались низкие и влажные почвы. Болотов,— пашут и боронят Сроки сева разные для разных почв: Сеют в тихую погоду, утром или вечером, не сразу после дождя, но и не в сушь.

Сеют редко, не горстью пястью , а тремя пальцами. Там, где сеялась бы четверть овса, льна идет четверик, т. Лен вырастает высокий с толстым стеблем естественно, во многом помогает здесь прополка. Урожай семян с десятины сам-3, сам-4, а волокна до 10 пудов в урожайный год.

Снопы вяжут под самыми головками и у комля. Затем при хорошей погоде ставят в бабки по 10 снопов. Лен мочат в речных заводях реже — в больших лужах, прудах для получения особого бело-серебристого оттенка будущей пряжи. Кладут снопы рядками в воду друг на друга головками к берегу. Сверху накрывают хворостом, жердями и даже камнями. Через 2 дня, когда.

По достоверным опытам написано для ее пр-ва [В. Срок мочки зависит от погоды 5—9 дней. Готовое волокно отделяется от костера целиком и делается как паутинка.

Готовые снопы льна на сутки ставят к специальным кольям для подсушки. Потом выстилают на пологих, закрытых от ветра лугах, стараясь не пере-толстить стлани, так как при толстом слое страдает белизна льна. Лежит лен недели 2—4 —точный срок зависит от проб. Потом везут на гумно и кладут на подмостки кучами, накрыв ржаной соломой. Сушат лен и в избах. В овинах сушат обычно зимой, употребляя наиболее жаркие дрова.

Лен готов к продаже. Влияние товарного производства на агрикультуру явственно сказывается на процессе обработки снятого урожая льна. Головки не молотят, а срезают сначала самые крупные и красноватые на семена,, часто идущие на продажу. Перед мочкой лен сортируют по длине, отделяя короткий от длинного. Наконец, третий сорт — черный или красный лен от пересушки —был наиболее хрупок и редко шел в продажу.

Была и традиционная сортировка, обычная для всех районов. От трепания льна отходом служила пакля, а от чесания — так называемая верхница, из которой ткался хрящевый холст. Тонкое же льняное волокно каширских крестьян шло только на изготовление своей одежды. Таким образом, в основе местных особенностей производства льна в Псковской губ. Однако сложность и строгость агротехники принадлежат, несомненно, к новым явлениям, органично связанным с новым критерием— котировкой качества товара на рынке Главное же — его было мало.

Тем не менее в ряде районов России весьма ощущается влияние псковской агрикультуры льна, прежде всего в плане интенсификации процесса производства,— явление, качественно новое для XVIII столетия. Примером могут служить льноводческие районы Тверской губ. Треплют его несколько раз. При этом отход льняного волокна очень велик Такой лен очень дорог пуд — 4 руб. Итак, влияние товарного производства на агрикультуру льна в Тверской губ. Более или менее близок к этому уровню был ярославский лен, а также лен из некоторых районов Владимирской губ.

Переяславль, Владимир, Киржач и др. Впрочем, технология возделывания была здесь, видимо, проще, а основную роль играли благоприятнейшие почвенно-климатические условия. В остальном технология была общей. Растущая текстильная мануфактура очень быстро поглощала ресурсы льна в центре России. Уже в х гг. Таким образом, растущая потребность промышленности хотя и медленно, но способствовала повышению уровня агрикультуры льна в других районах.

Это уже реальное проявление экономической действенности нового критерия в развитии материальной культуры, в данном случае культуры аграрного производства. Однако этот процесс был еще крайне замедленным, ибо прямым препятствием форсированному распространению агрикультуры льна и расширению его посевов была, в частности, консервативная система трехпольного севооборота. Не менее интересны и показательны процессы изменения агрикультуры конопли. Технология возделывания конопли сравнительно несложна.

В Орловской, Курской, Воронежской губ. Загущенные посевы конопли достигали 16 четвериков на десятину Редкие высевы были рассчитаны на выращивание особо прочного волокна. Урожайность конопли в названных районах сам-6, сам В более южных краях Воронежская и др. Пеньки при хорошем, урожае получали с десятины один берковец 10 пудов , иногда больше. Он шел на тканье поскони — особо грубого полотна. Осенью драли всю коноплю и вязали в снопы, сушили в поле или в овинах В Нечерноземье коноплю часто сушили на специальных козлах в 4—5 рядов так, чтобы головки предыдущего ряда накрывались последующим.

Высушенные головки обмолачивались, а семя шло на масло и семена. В Курской, Орловской губ. Затем так же, как и лен, обрабатывали в мяльцах, трепали трепалами, чистили и вязали в вязки для продажи. Товарный характер производства конопли повлиял на интенсификацию ее возделывания. Повсюду, даже на тучных черноземах, это выразилось главным образом в обильном унавоживании отводимой под нее земли.

Конопля — одна из немногих сельскохозяйственных культур, которая выдерживает большие дозы удобрений. На десятину посева конопли в лучших помещичьих хозяйствах вывозили свыше 3 тыс. Обычно же старались, чтобы под коноплю навоза шло вдвое больше, чем под рожь.

Помещики и отчасти крестьяне там, где это было возможно, стали практически весь навоз вывозить под коноплю. Ежегодные обильные удабривания давали устойчивую и высокую урожайность, но это не позволяло расширять площади, отводимые под коноплю. Препятствием для расширения уже в х гг. Практика осенней вывозки навоза с последующей двукратной весенней вспашкой конопляников прослеживается в середине XVIII в. Конопля здесь была с тонким стеблем и низкая Естественное плодородие земель этого края периодически давало большие урожаи, в частности таких культур, как гречиха, весьма неприхотливая для этих мест и требующая минимальных затрат труда культура, а так-ike большие урожаи тем более неприхотливых ржи и овса.

Поскольку их производство имело вполне товарный характер, это толкало земледельцев на путь бесконечного расширения пахотных угодий за счет лугов и главным образом пастбищ.

Последнее, в свою очередь, приводило к резкой нехватке кормов и навоза. В некоторых районах возделывания конопли довольно отчетлива видно, как традиционная технология выращивания и первичной обработки этой культуры подвергалась корректировке в силу особой товарной специализации продукта. Агрикультура уже подчинялась здесь не просто общим стоимостным критериям, а шла дальше, до приспособления к специфичности рыночной конъюнктуры.

Так, в Калужской и особенно Рязанской губ. Конопля в рязанских землях бывала в воде по месяцу и больше. В Калужских краях, видимо, несколько меньше. Средняя цена такой пеньки в е гг. Единственное резкое отличие в производстве — чрезвычайно высокие нормы унавоживания конопляников. Вместе с тем в рязанских землях обработка десятины конопляника т. Разумеется, за этим стоит высокая интенсивность возделывания конопли.

На традиционные факторы, в основе которых лежит критерий целесообразности, наслаиваются, а иногда даже подавляют их, новые факторы развития агрикультуры, формирующиеся под воздействием закона стоимости. В то же время вполне очевидно, что серьезнейшим препятствием повышения уровня агрикультуры был сложившийся на основе паровой системы земледелия трехпольный севооборот с его традиционным ассортиментом озимых и яровых культур. В рамках общинного землепользования и землеустройства это был еще и принудительный севооборот.

В условиях последовательной смены функций каждого из трех полей размеры их должны были быть примерно равными.

Господство трехполья — это прежде всего итог многовекового отбора наиболее рациональных для русского крестьянского хозяйства культур. Основной культурой в XVIII столетии оставалась озимая рожь,, она сохраняла ключевое значение в крестьянском хозяйстве от северных пределов распространения Вологодская и отчасти Архангельская губ. Рожь была и самой выгодной в хозяйстве зерновой культурой.

Ее отличали наиболее надежная урожайность, рациональность затрат труда по ее возделыванию. Не требуя весенне-летней прополки, рожь давала приемлемый урожай на любой земле. А в южных районах при мягкой зиме рожь иногда выстаивала до весны.

Таким образом, господство ржи как основной зерновой культуры — итог многовекового воздействия на агрикультуру русского земледелия критерия целесообразности. Важную роль играла и яровая рожь, которая часто страховала озимый посев при гибели всходов от червя. Не менее существенны и чисто агротехнические достоинства овса. Почти повсеместно почву под овес пахали и боронили лишь один раз, а это — громаднейшая экономия крестьянского труда.

Овес из всех яровых культур требует для посева меньше земли из-за необычайной густоты высева: Наконец, самое главное достоинство овса — стабильность его, хотя и сравнительно невысокой, урожайности сам-3, сам-4, сам Эта важнейшая крупяная культура была также сравнительно неприхотлива. Ячменный солод шел на варение пива и браги. Обладая самым коротким вегетационным периодом от 6 до 10 недель, по сравнению с 12—16 неделями яровой ржи, пшеницы , ячмень был второй вслед за овсом культурой со сравнительно надежной урожайностью.

Зерно ячменя было крупнее пшеничного, а примол ячмень имел больше, чем у ржи. Ячмень прочно входил, таким образом, в круг минимально необходимых для крестьянина культур на громадной территории от Архангельской губ. Пшеница яровая также была одной из тех культур, которые более или менее прочно входили в круг потребностей крестьянской семьи и на севере, и на юге, и на востоке России.

Однако очень небольшие размеры ее посева были, видимо, закреплены традицией: В основе этого — особенности агрикультуры и агротехники пшеницы. К такой агротехнике в русском земледелии был приспособлен дотоле лишь мак.

Отсюда и ее наименование. В частности, в районе Каширы урожайность ее на хорошей земле достигала иногда чрезвычайного уровня сам-8 и больше. Главное же ее достоинство — оптимальная приспособленность к экономическим условиям трехполья.

В общем чередовании и бешеном темпе весенних работ двойная затрата труда на подготовку земли для яровой пшеницы была часто для крестьянина просто непосильным бременем. В условиях роста эксплуатации барщинного крестьянства, вызванного развитием товарного помещичьего хозяйства во второй половине XVIII в.

Единственным минимальным резервом трудовых ресурсов была осенняя послеуборочная пора, поскольку молотьба не была в большей части России сопряжена с сезонно-погодными условиями. В 60— е гг. Болотов отмечает, что в е гг. В осенний резерв времени крестьянина-земледельца вторгается прежде всего помещик. И посевы пшеницы-ледянки — это прежде всего элемент зернового хозяйства помещика, как и вообще все виды пшениц. Болотов отмечал, что в Тульской провинции крестьянские посевы пшеницы-ледянки были лишь в некоторых деревнях, да и то преимущественно у оброчных крестьян Несмотря на это в целом появление и распространение пшеницы-ледянки было выдающимся агрикультурным достижением русского земледелия XVIII в.

Болотов с горечью писал в бб-х гг. Практически те же причины, но прежде всего трудоемкость, обусловили слабое распространение яровой пшеницы в крестьянском хозяйстве Заволжья и Оренбургского края.

Были здесь и чисто местные препятствия расширению пшеничных посевов: Встречались, однако, и редкие исключения — в районах Суздальского и Владимирского опольев, очагов древних культурных зон плодородия.

Так, в 21 вотчине Спасо-Евфимьева монастыря Суздальского у. Пшеница была, таким образом, культурой, возделываемой прежде всего помещичьим хозяйством.

Преимущество и здесь было за яровой пшеницей. Среди остальных культур ярового клина необходимо упомянуть горох и гречу, также входивших почти всюду в непременный ассортимент культур крестьянского хозяйства. В крестьянском хозяйстве дорожили не только их ценнейшими качествами как продовольственных культур греча из круп считалась лучшей и наиболее ценной , но и сравнительно нетрудоемкими процедурами их возделывания.

Наконец, обязательными для парового трехполья культурами были лен и конопля. Лен очень плохо рос на черноземе, конопля, наоборот, в Нечерноземье. Остальные яровые культуры полба, чечевица, репа, просо, бор — разновидность проса, мак и др. Живучесть трехпольного севооборота опиралась прежде всего на натуральный характер крестьянского хозяйства. При сравнительном многообразии ассортимента культур, возделываемых в крестьянском хозяйстве, вовлечение в орбиту товарно-денежных отношений производства одной-двух, редко трех культур, не могло повлиять решающим образом на натуральный характер хозяйства в целом.

Крестьянину почти все необходимо было иметь свое. Такова специфика феодального хозяйства, такова специфика и взращенной этим хозяйством психологии крестьянина. Трехпольный севооборот был могучим фактором реальной действительности. Новые моменты в развитии агрикультуры с трудом пробивали себе дорогу.

Болотова, уже к м гг. Крестьяне монастырских вотчин накануне секуляризации. Консерватизм и архаизм трехполья и дробности полей А. Хотя жесткая определенность трехпольного севооборота паровой системы земледелия и в середине XVIII в. Разумеется, иного севооборота в рамках трехполья быть не могло, но выбор для той или иной культуры поля того или иного достоинства существовал вполне определенно.

Овес как наиболее могучая по выносливости культура сеялся на худших и посредственных землях. Экспериментальное учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля.

В учебном пособии кратко излагаются основные этапы развития русской культуры с древнейших времен до конца XIX века. Пособие создано на основе лекций, прочитанных в Московском государствен Культурология разное Учебное пособие.

Томский межвузовский центр дистанционного образования, Предмет культурологии Типология культур Проблемы генезиса культуры в интерпретации психоанализа З.

Юнга Особенности архаического этапа формирования культуры Культура Древнего Египта и Лекции по культурологии разное М.: В учебном пособии излагается курс истории мировой культуры, что позволяет понять культуру как сложный общественный феномен, а также ее роль в жизнедеятельности человека. В курсе лекций рассматривается история культуры народов мира, начиная с первобытного общества и конч Электронный учебник по курсу Культурология разное Историческое развитие представлений о культуре.

Зарождение представлений о культуре в античности. Понимание культуры в период средневековья. Вклад мыслителей эпохи возрождения в понимание культуры.

Концепции культуры 17 века. Проблемы культуры в философии просвещения. Концепции культуры в немецкой классич История мировой и русской культуpы вв разное Учебное пособие Издание второе, стереотипное под редакцией Т.

История про кошку розалинду, непохожую на других петр вилкон

Повесть "Серебряные коньки" была написана более лет назад и сразу стала знаменитой. Вслед за автором - американской писательницей Мэри Мейп Додж - миллионы юных читателей по всему миру полюбили удивительную страну Виртуальный мир, в который сейчас все погружены, не может заменить реальность: Книга раскроет пред малышом красоту реального мира, полного удивительных созданий. Подсказки опытного психолога Ирины Терентьевой предложат.

Лучшие сказки о животных. Эта книга поможет вашим детям понять нехитрую истину: This person does not have the access to this photo. In order to tag a person, hover over his photo and press left mouse button Left-click on a photo to tag people in it. Главным образом он прославился благодаря своим иллюстрациям к детским книгам-картинкам, многие из которых он создавал в сотрудничестве со своим сыном Петром, выступавшим в роли автора текстов. История о кошке по имени Розалинда - это трогательный рассказ о рыжем котёнке, уродившемся в почтенном семействе чёрных котов.

И хотя Розалинда была нисколько не похожа на своих сородичей, она смогла найти свой путь в жизни и в конце концов растопить сердца тех, кто не желал принимать её такой, как есть. История про кошку Розалинду, непохожую на других.

Главным образом он прославился благодаря своим иллюстрациям к детским книгам-картинкам, многие из которых он со Log in or sign up to add a comment.

Очень много вопросов возникает к главным персонажам. И совершенно не понятно чему хорошему она может научить ребенка. Я ожидала большего от детской книги о существе, не похожем на других, вернее ожидала совершенно другого.

Начну с собственного ощущения после прочтения этой книги: Но для маленького читателя тот факт, что котенок уходит из семьи, вызывает, по меньшей мере, недоумение Как он будет там один? Почему мама и папа его отпустили? История заканчивается хорошо, семья воссоединяется, но вопросы остаются Просто на случай, если при чтении этой книги уважаемые папы и мамы захотят рассказать напоследок малышу конечно, своими словами, в упрощенном виде, а не скучными научными фактами немного интересного о том, как это обстоит в реальном мире и настоящей природе На самом-то деле отец Розалинды прав Во-первых, рыжие КОШКИ - изначально довольно большая редкость.

Обычно рыжими бывают именно коты. У кота же должен быть только один ген рыжего, который он может получить от матери рыжей, калико или черепашки. Спасибо М-П, замечательное издательство! Сказать, что сожалею о данной покупке - это ничего не сказать.. Цена для такой книги просто заоблачная. Ребенок очень любит книги о кошках, поэтому приобрели. Но эту читать ребенку не буду. Сам рассказ по ощущениям урезанный - ушла и тут же вернулась уже знаменитой, хотя прошли годы. Никто не скучал, не вспоминал, зачем вернулась непонятно Мне кажется есть много достойных книг, которые отражают мысль: В этой книге явно прослеживается нелюбовь родителей к своему ребенку, а дети не должны думать что родители могут не любить их, если они что то делают не так.

Вот несколько цитат, которые вызывают мое негодование: Рыжая кошка в моем семействе! Ни на кого не похожа! Уже из названия понятно, что речь пойдет про каждого из нас. Ведь все мы вместе и каждый по отдельности не похожи друг на друга и точно отличаемся от других людей. А вот что можно сделать с этим отличием: В книге милая рыжая кошечка Розалинда родилась в семействе абсолютно черных котов.

Мать с отцом были огорчены этим фактом. Их огорчение стало усиливаться, когда эта кошечка начала демонстрировать свой характер и свои увлечения, не такие как у других котов черного семейства. Масла в огонь подливали соседи, которым тоже была не по нраву Розалинда. Наконец ей пришлось покинуть родительский дом и пуститься в свободное плавание. Которое сложилось у нее очень удачно. И конец у книги тоже удачный и позитивный: Иногда нужно оставить ситуацию, если не можешь на нее повлиять.

Делать то, что нравится. Общественное мнение не всегда объективно. Мы прекрасны, потому что мы разные. Почитайте и расскажите о своих. Для возраста от 3 до 6 лет. Поэтому лучше всего ее читать вслух, собравшись вместе большой семьей. И после чтения дать слушателям возможность высказаться: Потому что, конечно, это история не про кошек, а про людей, не про цвет шерстки, а про наши характеры, привычки и образ жизни.

И кошачья семья — лишь удобная проекция любой человеческой семьи, в которой сменяются поколения. Установление сходства между детьми и родителями — любимая забава многих взрослых. Взрослым важно установить фамильное сходство, подтверждающее: Богатое и почтенное кошачье семейство из дома на Черном холме в этом отношении ничем не отличается от людей: И эта наследственная черта вызывает законную гордость у господина Казимира и его жены Каролины.

Но вот однажды у госпожи Каролины рождаются четыре черных и один рыжий котенок. К тому же, Розалинда именно так назвали рыжую кошечку не похожа на других членов почтенного семейства и в остальных своих чертах — она все делает по-своему и совсем не так, как это принято в доме на Черном холме.

Она гоняется за бабочками, дружит с мышами и собаками — в общем, ведет себя столь вызывающе, что госпоже Каролине часто хочется сделать вид, будто это вовсе не ее ребенок, а чей-то чужой. И он именно здесь: Абсолютное большинство читателей независимо от возраста встанут на сторону родителей: Розалинда должна вести себя правильно!

Так, как принято в этом доме. Правила необходимы, они обеспечивают спокойствие, комфорт и безопасность. Об этом говорят детские психологи и педагоги. Соблюдай правила — и все будет хорошо. А если кто-то не хочет соблюдать наши правила, то… Что? Написать Завести дневник Задать вопрос Каталог сообществ Поиск подруг.

Почитать Графики базальной температуры Отзывы о лекарствах Рассчитать срок беременности Календарь беременности Каталог роддомов с отзывами Календарь развития ребенка Он-лайн консультации Полезные статьи. Поиграть Фотоконкурсы Тест-драйвы Гороскопы.

Сообщество для обсуждения детских книг, авторов, иллюстраций, изданий. Списки книг для детей разных возрастов и рекомендации к чтению. История про кошку Розалинду, непохожую на других. Вилкон Йозеф ; г. Отпечатано в Латвии Блок прошит и проклеен. На нескольких страницах есть пустоты Мелик-Пашаев начал издавать книги с иллюстрациями Йозефаа Вилкона, чему я рада, так как до этого не была знакома с его творчеством.

Немного информации с сайта издательства: Краткое содержание есть на сайте издательства, для заинтересовавшихся полным содержанием, покажу все развороты, чего уж скромничать Это форзац, нахзац такой же.

Большое пополнение в серии "Мастера иллюстрации". Росмэн, 20 фактов о Ребекке Дотремер Внеклассный журнал. Светлана Видели на сайте 14 мая, Алёна vesnaxxx Видели на сайте 8 часов назад 23 декабря , Яна Видели на сайте 11 марта, Гаянэ Видели на сайте 8 часов назад 14 января , Сначала мне эти коты показались уродливыми,потом просто не на мой вкус,а сейчас чуть ли не сюси-бууси в экран бормочу. Алёна vesnaxxx Видели на сайте 8 часов назад 14 января , Павка Видели на сайте 10 августа , Мне она очень понравилась!

Паша, я рада, что тебе по душе книга. У меня Анюта одно замечание по иллюстрациям сделала, это касалось нахзаца. Она считает, что там надо всех рыженьких рисовать и одного черненького.

Религии мира. история и современность (6 выпусков) коллектив авторов

Большой выбор художественной, бизнес, учебной и технической литературы. Все представленные здесь книги и журналы имеют подробное описание и обложку. Наша библиотека регулярно пополняется только новыми и интересными материалами!

История и современность 6 выпусков Автор: Главная редакция восточной литературы Год издания: Трегубов - Домашнее вино и самогон Завтраки, обеды, ужины. История и современность 6 выпусков. Религии и церкви в современном мире Эта книга знакомит читателя с конкретной картиной религий и церквей второй половины XX в. За многие столетия ислам стал частью бытия миллионов людей в разных странах мира. Для них эта религия является образом мышления и. Том 2 История Религии - Второй том двухтомной "Истории религии" посвящен рассмотрению мировых религий — буддизма, христианства, ислама, их возникновения, развития, распространения, современного состояния.

Показываются социально—экономические условия и. Том 1 История религии - Первый том двухтомной "Истории религии" открывается главами, раскрывающими ряд методологических проблем истории религии: Восемь религий, которые правят миром. Louise Backman and Ake Hultkrantz. Studies in lapp shamanism. Stockholm, , с. Исследования шаманизма у лопарей. Стокгольм, , с. Победоносцева к Николаю II — Чернышева Институт социологии религии в Стокгольме Ю. Крянев Экуменизм и проблемы экологии 2С0 Е.

Андреев Ради мира на земле Всеобщая конференция религиозных деятелей в Москве, 10—14 мая г. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири Н. Религиозно-мифологическая картина мира этрусков С. Васильцов Католики перед лицом кризиса: Ques- ti Cattolici, la DC, la Chiesa, la conoscienza religiosa davanti alia crisi con- temporanea. Intervista di Carlo Cardia.

Roma, Б. Современный про- тестантский теологический модернизм в США: Религии стран Юго-Вос- точной Азии. Африканские традиционные религии Э. Vodu y magia en Santo Domingo. Santo Domingo, Деи- ве К. Воду и магия в Санто-Доминго И. Ястребов Критика клерикального антикоммунизма М. Религия как фактор социальной стратификации Индуизм и сословно-кастовая система 7 Л. Ордены и аналогичные сообщества в современном католицизме Культ предков у древних майя 65 A.

Распад синкретических культов на Кубе Т. Роберт Оуэн о религии М. Сказкин как историк христианства Н. Обзор журнала "Religious Studies" Ю.

Проблемы религиоведения на страницах "Вопросов научного атеизма" А. Изучение советскими учеными ислама на зарубежном Востоке. Атеизм Дидро 5 Н. Психология религии в США: Религия и церковь в Швеции 49 Г. Нитирэн и современность 71 С. Буддийская сангха в Южной Корее 89 B. Религиозная ситуация на Филиппинах 99 A. Философия истории Аврелия Августина В. Борьба с религией в эпоху Французской революции B. Янин "Знаменская легенда" в Древней Руси A.

Американские и французские ученые об исламизации Африки B. Монографические труды буддологов Азии 70—х годов А. Очерки о культах и суевериях современного капиталистического общества. Религия как общественное явление 5 К. Гражданская религия в США 48 С. Меннониты в США 67 Н. Католическая церковь в г 88 К. Первоначальные формы религии М. Современная "христианизация" философии Эпикура А. Новая книга о выдающемся русском атеисте Д. Писарев об атеизме, религии и церкви. Книга о церковном юбилее: Русская православная церковь на службе эксплуататорских классов.

X век — год.

Власть. естественная история ее возрастания бертран де жувенель

Но, может быть, — перед их начальниками? Бывает, однако, что мы их презираем и не доверяем их намерениям.

Если наша воля уступает их воле, то не потому ли, что они располагают материальным аппаратом принуждения, что они самые сильные? Конечно, мы боимся насилия, которое они могут применить. Но чтобы прибегнуть к нему, им нужна еще и целая армия помощников. Остается объяснить, откуда приходит к ним это сословие исполнителей и чем обеспечивается их преданность; Власть предстает перед нами в таком случае как малое общество, которое господствует над бoльшим.

Однако далеко не всякая Власть располагает обширным аппаратом принуждения. Если Власть и имела тогда силы для принуждения отдельного члена общества, то это были силы, которые она получала только благодаря содействию других его членов. Можно ли сказать, что эффективность Власти обусловлена не чувством страха, но ощущением причастности? Что человеческое сообщество обладает коллективной душой, национальным духом, общей волей?

И что его правительство олицетворяет собой это сообщество, проявляет эту душу, воплощает этот дух, осуществляет эту волю? Так что загадка повиновения рассеивается, поскольку мы повинуемся лишь самим себе?

Прежде всего оно обозначает организованное общество, имеющее автономное правительство, и в этом смысле мы все являемся членами государства, государство — это мы.

Но, с другой стороны, оно обозначает аппарат, который управляет данным обществом. В этом смысле членами государства являются те, кто принимают участие во Власти, государство —это они. Разумеется, это лишь неосознанный интеллектуальный подлог. Он не бросается в глаза, поскольку как раз в нашем обществе правительственный аппарат является или должен являться в принципе выражением общества, простой системой передачи, посредством которой общество само собой управляет.

Если предположить, что это действительно так —это еще надо посмотреть, — очевидно, что так было не всегда и не везде, что власть осуществлялась органами Власти, совершенно отличными от общества, и повиновение было достигнуто при их посредстве. Господство Власти над обществом не является делом одной только конкретной силы, поскольку Власть обнаруживают и там, где эта сила незначительна; это господство не является делом и одного лишь участия, поскольку Власть находят и там, где общество в ней никак не участвует.

Но, может быть, скажут, что в действительности существуют две различные по своей сути Власти: Ниневийский, отец Церкви, автор аскетических творений. Заработная плата — Wages Важнейшее средство повышения заинтересованности работников Участие трудящихся в доле вновь созданных материальных и духовных благ Содержание Содержание. Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта.

Продолжая использовать данный сайт, вы соглашаетесь с этим. Другие книги схожей тематики: Естественная история ее возрастания Бертран де Жувенель - выдающийся французский политический мыслитель XX века - в своей книге дает всесторонний анализ феномена политической власти как в теоретическом, так и в историческом аспектах… — Мысль, ИРИСЭН, формат: Естественная история ее возрастания Бертран де Жувенель - выдающийся французский политический мыслитель XX века - в своей книге дает всесторонний анализ феномена политической власти как в теоретическом, так и в историческом аспектах… — Мысль, формат: Твердая бумажная, стр.

Естественная история ее возрастания стр. Бертран де Жувенель выдающийся французский политический мыслитель XX века в своей книге дает всесторонний анализ феномена политической власти как в теоретическом, так и в историческом… — Мысль, ИРИСЭН, формат: Look at other dictionaries: Ефрона Сибирь — I. Dictionaries export , created on PHP,.

Mark and share Search through all dictionaries Translate… Search Internet.

Аюрведа. здоровые рецепты с тысячелетней историей для современной жизни томас ярема, джонни браннига

Томас Ярема — врач-терапевт, Дэниел Рода — его пациент, практикующий аюрведу, Джонни Бранниган — аюрведический шеф-повар. Я заинтересовалась аюрведой, поэтому приобрела эту книгу. В ней доступным языком изложены основные постулаты аюрведы. Книга чудесно оформлена , отпечатана на качественной мелованной бумаге. Такую книгу можно преподнести в подарок. В книге имеется атласная лента-закладка, что тоже приятно. Похоже, такие закладки — фирменная фишка издательства.

Вы можете посмотреть его или прочитать обзор в текстовом формате ниже. Здесь есть отдельные страницы, выделенные своим цветом, на которых систематизированы разные свойства трёх основных типов людей. Согласно аюрведе люди подразделяются на 3 основных типа конституции:.

Есть подробный тест-опросник, который поможет выявить ваши основные черты и определить, к какому типу относитесь вы. В человеке могут преобладать качества одного или двух типов сразу. Каждый тип обладает своими свойствами разума и тела.

Для каждого типа характерны конкретные проблемы или расстройства физического и психического здоровья. В книге также описано, как избавиться от этих проблем и предотвращать их появление с помощью питания и образа жизни. Да, это книга не только о питании!

Половина книги посвящена советам об образе жизни, сохранении и преумножении здоровья. Итак, какую информацию можно здесь найти. И всё-таки большая часть книги посвящена различным аспектам питания. Это и атмосфера приготовления и принятия пищи, и возможности использовать пищу как лекарство. В книге есть глава, посвящённая голоданию — как можно голодать разным типам людей и как голодание способствует исцелению.

Большое внимание уделяется вкусам продуктов. Всего аюрведа выделяет 6 вкусов пищи, и в книге описано, как разные вкусы влияют на наше здоровье. Хочу особо отметить, что эта книга подходит не только для вегетарианцев. В ней даны также рекомендации о допустимом употреблении мясных продуктов для разных типов конституции.

Над книгой работало необыкновенное трио авторов: Рекомендуем прочесть эту книгу всем, кто ценит активную жизнь и качественную пищу и всегда стремится чувствовать себя лучше. Доктор Томас Ярема — директор по медицинской части Центра благосостояния и интегративной медицины в Калифорнии. Он занимался аллопатией терапией препаратами, вызывающими симптомы, противоположные симптомам болезни , 12 лет трудился в сфере неотложной помощи, практикует аюрведу и традиционную восточную медицину.

Джонни Бранниган — признанный в мире аюрведический шеф-повар с более чем летним опытом работы в пищевой индустрии. Вдохновленный аюрведой, Джонни запустил линию закусок в Великобритании, а также готовил блюда в Raj — самом популярном аюрведическом спа-салоне и доме отдыха в США.

Дэниел Рода — сертифицированный практик аюрведы, сотрудник Университета аюрведы в Индии, ведет курсы по аюрведе и консультирует в области диетологии. Прежде, чем покупать книгу, Вы можете почитать отрывки из нее. И для каждой доши существуют особые рекомендации. Согласно аюрведе, и состояние здоровья, и болезнь — это динамические, а не статические состояния. Болезни обычно вызываются дисбалансом, к которому ведут многие факторы: Болезнь не приходит резко и неожиданно. Аюрведа выделяет 6 стадий развития заболевания: Также аюрведа отрицает существование неизлечимых заболеваний.

Над книгой работало необыкновенное трио авторов: И именно эти рецептов составляют вторую часть книги. Эта горячая, успокаивающая индийская смесь воды, молока, приправ и сахара стала популярным напитком на Западе — и не без причины.

Идеально подходит для Ваты. Не содержит молочных продуктов, если использовать кокосовое или соевое молоко. ТОП 20 знаменитых вегетарианцев и веганов. Gluten Free — модная диета или жизненная необходимость? Лук и чеснок с точки зрения Аюрведы: Закуска из цветной капусты. Салат Тако с бобовой поджаркой. ТОП 20 знаменитых вегетарианцев и веганов Gluten Free — модная диета или жизненная необх Травы от тревоги и депрессии Аюрведа и вегетарианство Согласно аюрведе, рекомендуется готовить и употреблять в пищу только натуральные, органические продукты, то есть выращенные без использования пестицидов и удобрений.

Основные рекомендации для здорового питания Ешьте в тихой и расслабленной обстановке. Перед едой благословите пищу или мысленно поблагодарите за нее. Ешьте только когда голодны. Перед приемом пищи подождите, пока переварится предыдущая еда.

Тщательно пережевывайте пищу и не торопитесь. Ешьте, пока вам комфортно.

История русского масонства. в двух книгах. книга 1. выпуск 12 и 13 борис башилов

Все это время отец, словно в кисло сладком грейпфруте, как сделать слинг своими руками. Но Творец не уничтожил землю нашу после ее свободного грехопадения. Здесь казнятся предатели своих благодетелей.

Дневник писателя 1876 Автор: Достоевский Федор Михайлович Жанр: Русская классическая проза Серия: Собрание сочинений в пятнадцати томах Язык: русский Дата загрузки: 5 Июл 11В Тринадцатом томе Собрания сочинений Ф.

Очерки по истории чешского возрождения: русской-чешские ученые связи в.а. францев

С года В. Францев был членом Славянского института , где активно работал вместе с другими учеными над изданием документов о славянских связях. В году он ушёл на пенсию, но продолжал работать в Славянском институте, перестав его посещать лишь после того, как Чехословакия была оккупирована немцами, которые взяли институт под свой контроль.

Похоронен на Ольшанском кладбище Праги. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Францев. Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. Статьи с переопределением значения из Викиданных Википедия: Статьи об учёных без портретов Википедия: Пространства имён Статья Обсуждение. Просмотры Читать Править Править код История.

В других проектах Викитека. Эта страница последний раз была отредактирована 15 октября в Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike ; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Свяжитесь с нами Политика конфиденциальности Описание Википедии Отказ от ответственности Разработчики Соглашение о cookie Мобильная версия.

Модлин , Российская империя. Прага , Протекторат Богемии и Моравии. Шелковый путь pуб. Сахаров Андрей Николаевич История России с древнейших времен до Прокопенко Игорь Станиславович Тайны русской цивилизации 1 pуб. Юлин Борис Витальевич Русско-японская война - гг Иванов Алексей Викторович Дебри. Россия в Сибири от Ермака до Хейвуд, Джон Люди Севера: Задорнов Михаил Николаевич Вся правда о России. Часть 2 pуб. Задорнов Михаил Николаевич Рюрик. Полет сокола pуб. Моруа Андре История Германии pуб.

Орлов Александр Сергеевич История России: Прокопенко Игорь Станиславович Тайны еды pуб. Колли Руперт Нацистская Германия: История за час 74 pуб. Хоус Джеймс Краткая история Германии pуб. Карамзин, Николай Михайлович История государства Российского pуб.

Прокопенко Игорь Станиславович Тайны Марса pуб. Стариков Николай Викторович Сталин. Вспоминаем вместе pуб. Францев, выделите её мышкой и нажмите: Очерки по истории чешского возрождения: Русской-чешские ученые связи В. Хабаровск, вам доступны способы доставки: Вам доступны способы оплаты:

История мореплавания ю. а. гришин

В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе. Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос: Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.

Рассказы о знаменитых кораблях Название: Рассказы о знаменитых кораблях Автор: История мореплавания и кораблестроения с древних времен до XIX века Название: История мореплавания и кораблестроения с древних времен до XIX века Автор: Краткая история Русского флота Название: Краткая история Русского флота Автор: История Кореи с древнейших времен до наших дней.

Военно-исторический в 2-х частях Название: Военно-исторический в 2-х частях Автор ы: Морского Атласа адмирал Г. История СССР с древнейших времен до наших дней. В 11 томах Название: В 11 томах Автор: Геманов История Российского флота. Учебное пособие Настоящее пособие в хронологическом порядке раскрывает историю зарождения и развития мореплавания славян, а затем - государства Российского, появление военного, торгово-транспортного и… — Янтарный сказ, формат: В ней и история возникновения мореплавания и… — формат: Залесский "Одесса" выходит в море.

Возникновение парового мореплавания на Черном море, - гг. На основе архивных документов изложена история создания первых пароходов и организации пароходных сообщений на юге России в первой половине XIX в. Приведены подробные данные по черноморским пароходам… — Судостроение, формат: История и современность подарочное издание Подарочное издание, с множеством высококачественных красочных иллюстраций; европейское качество печати.

Dictionaries export , created on PHP,. Mark and share Search through all dictionaries Translate… Search Internet. В книге на основании многочисленных фактических материалов, опубликованных в различной исторической литературе и собранных в архивных фондах, рассказано о путяхразвития мирового судоходства и… — Транспорт, формат: История мореплавания и кораблестроения в Древней Греции.

Известные историки — преподаватель Кембриджского университета Дж. История мореплавания и кораблестроения с древних времен до XIX века. Предлагаемая читателю книга прослеживает историю развития парусного судна на протяжении шести тысячелетий - от древних времен до конца XIX века.

Предлагаемая читателю книга прослеживает историю развития парусного судна на протяжении шести тысячелетий — от древних времен до конца XIX века.

История о капельке и о том, как исполнить свою мечту

Потом собирались внизу и, и я сказал, как она и предвидела. Док предположил, они судорожно сглатывали и говорили: "Пора", но теперь все кончилось. Провозвестники Божественного Откровения и завершение Откровения во Христе 3. Но когда я вступила в магический световой круг, что лимит удачи уже исчерпан и пора уходить.

Праздничные истории эмуна элон

Особенности и состав набора: Эмуна Элон Праздничные истории. Хава Броха Корзакова,Менахем Яглом. Эверит Энтони Возвышение Рима: Маргарита Воловикова Психология и праздник. Супруненко, Юрий Павлович Земля Донская. От Ростова-на-Дону до Азова. Но и в праздник, и в будни иногда случаются грустные, обидные и даже иногда опасные вещи.

Например, папа на минутку вышел из кухни Иди вот поссорились братья. Как им помириться, чтобы никому не было обидно? Все дети играют вместе, и вдруг пришел ещё один. Возьмут ли его в игру?

Песах на носу, все моют и чистят, всё вверх дном. А детская — кто там уберёт? Ой, что же будет с комнатой! Нам не всегда нужны советы психолога. Иногда достаточно посмотреть на картинку или прочитать простенькое, казалось бы, стихотворение.

Главное, что мы будем смотреть картинки и читать стихи вместе! Technology Revolution clo Th Cushman: Construction Failures Cumulative Supplement: Бизнес-курс Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования.

Журнал Аудиоспектакли Афоризмы, цитаты, притчи Биографии. Обиходно-бытовые рекомендации Досуг и творчество детей Дошкольникам Другие виды коллекционирования. Справочная литература по антиквариату Изучение языков мира Искусство. Делопроизводство Книги для родителей Книги-билингвы Коллекционирование Комиксы. Манга Компьютерная литература Красота. Напитки Любовные романы Любовь и эротика Маркетинг.

Реклама Медицинская литература Менеджмент Мифология Молодежная литература Монеты и банкноты Музыкальная школа Научная и техническая литература Общие справочники Ордена, медали, знаки отличия Педагогам Познавательная и справочная литература Поэзия Предпринимательство. Отраслевой бизнес Проза Публицистика Путешествия. Спорт Разговорники Религии мира Рукоделие.

1 2 3 4 5 6 7 8