Сайт клинического психолога Артема Валерьевича Тараянца

Новые отзывы

  • У вас очень крутой метод, и вы, пожалуй, один из немногих экспертов, кто дал ...

    Подробнее...

     
  • Прохождение курса "Психокоррекция с применением гипносуггестивных техник" сыграло ...

    Подробнее...

     
  • Хочу выразить огромное спасибо Артему, за предоставленные знания!В процессе ...

    Подробнее...

Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

 Предпосылки для формирования эмоциональной зависимости.

Предпосылки к развитию аддикций в целом можно разделить на три уровня:

· Биологический

К биологическому уровню можно отнести генетическую наследственность,  к употреблению психоактивных веществ (чаще всего алкоголя)  Так же, сюда можно отнести последствия патологии беременности в первые 2-3 года жизни, и индивидуальные особенности нервной  деятельности (правополушарная ассиметрия).

Сюда относятся те биологические факторы, которые негативно влияют на способность человека адаптироваться к социуму, на его способность справляться с собственными аффективными процессами и на его стремление к расширенным состояниям сознания. 

· Социальный

Негативный пример взрослых. В РФ аддикция,  как способ произвольного регулирования собственного психического состояния практикуется большим количеством населения. Можно сказать, что проблема аддиктивного поведения – это национальная проблема в России. На профилактических тренингах в подростковой среде, часто можно столкнуться с тем, что в ответ на аргументы тренера в строну здорового образа жизни, подростки приводят контраргументы , которые слышали из уст собственных родителей. Кроме того, современная российская общественная культура воспевает аддиктивное поведение, как поведение нормальное. Пьянство, даже многолетнее,  в общественном сознании россиянина - не считается алкоголизмом,  фанатичное увлечение спортом, даже в ущерб здоровью  -  считается здоровым образом жизни, трудоголизм  - считается хорошим качеством в мужчине, аддикты отношений и любовные аддикты – считаются душевными и милыми людьми, и т.д. В общественном  сознании нет четкого понимания патологической стороны аддикции и нет стремления узнать её, чтобы защитить будущие поколения от ошибок.

Кроме того, социальная нестабильность, как  на уровне одной семьи, так и на уровне государства, является благодатной почвой для развития аддиктивных форм поведения. Любые социальные факторы, вызывающие устойчивый психологический дискомфорт – являются предпосылками к развитию аддиктивных форм поведения в подростковой среде.

· Психологический

К психологическому уровню можно отнести любые психогенные факторы, которые являются причиной для устойчивого ощущения психологического дискомфорта.

Сюда можно отнести последствия острых стрессовых ситуаций, последствия хронических стрессов, таких как:

 1) Разрыв значимых интимных отношений

 2)Хроническое горе

 3) Развод родителей

 4)Хронические конфликты в школе со сверстниками и

 преподавателями

 5)Конфликты с близкими друзьями и подругами

 6)Травма изгоя

 7)Сопереживание подростком проблем в семье близких людей

 8)Переживание физического уродства и т.д.

 

Так же к психологическому уровню относится неразвитая эмоционально - волевая сфера. 

Эмоционально – волевая сфера – это система внутренней регуляции деятельности  индивида, направленной на удовлетворение доминирующих  потребностей. 

У человека существует система доминирующих потребностей,  гармоничное удовлетворение которых  приводит его к устойчивомуощущению  субъективно переживаемого счастья, другими словами, так называемого, психологического комфорта. Относительно каждой потребности существует объект, потенциально способный её удовлетворить. При фактическом обнаружении такого   объекта, или при  получении информации о его существовании, возникает  мотивация к деятельности. Относительно мотивации формируется цель деятельности, относительно цели формируется система задач, необходимых для решения для достижения цели, относительно системы задач формируется алгоритм фактических действий, относительно алгоритма фактических действий формируется преставление о ресурсе, необходимом для совершения этих действий, относительно преставления о фактически присутствующем ресурсе  формируется прогноз результата. Далее совершается действие, в ходе выполнения которого основным индикатором  эффективности деятельности относительно результата, является  эмоция и когнитивный ряд, связанный с ней. Когда результат достигнут, срабатывает система оценки результата, где основным индикатором результата является так же эмоция и когнитивный ряд, связанный с ней.

В случае, если вышеописанная система гармонично развита, личность является успешной в своих начинаниях. Субъективное ощущение дискомфорта приводит к осознанию мотива деятельности и сообщает о неэффективности выбранной стратегии деятельности. Далее идет смена стратегии на более эффективную, с анализом недочетов предыдущего опыта и учетом  ошибок. Таким образом, эффективность деятельности постепенно растет, что увеличивает шансы индивида на удовлетворение системы доминирующих потребностей. Субъективное чувство психологического дискомфорта приводит к действию, его изменяющему и не тяготит личность.

В случае если эмоционально-волевая система неразвита,  это приводит к хронизации субъективного чувства психологического дискомфорта,  снижает способность личности адаптироваться в социуме и приводит к поиску индивида альтернативных способов регулирования  собственного эмоционального состояния, которым и является аддикция.

Развиваясь, аддикция вмешивается в функционирование всей эмоционально волевой сферы, подавляет систему доминирующих потребностей и починяет себе вышеописанный механизм целеполагания, который со временем переходит на обслуживание аддиктивного процесса. 

Кроме того, ряд авторов (Личко, 1977; Лысенко, Ревенок, 1988; Морозов, Боголепов, 1984;Смулевич, 1983; Гулямов, 1988; Пятницкая, 1994, и др.)  отмечают, что аддиктивное поведение  наиболее часто формируется у лиц с аномалиями характера (акцентуации, психопатии) , при чем из существующих классификаций наиболее выделяются в этом плане некоторые из них, такие как: неустойчивые, эпилептоидные и конформные, по мнению А. Е. Личко(1977), либо гипертимные, эпиленптоидные, истероидные и неустойчивые (Егоров, 2003)

 

Добавить в закладки

Добавить сайт в закладки

Поиск

Контакты

             Форма обратной связи
             E-Mail: tarayants@mail.ru
             Тел: 8 (926) 235-21-49

 

Счетчик